Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: ИСТОРИИ ::.

"Дал волю. Берите!"

(о несбывшемся замысле Василия Шукшина)

Мы сегодня поведем речь о несбывшемся замысле гения - о фильме "Степан Разин".

"Он, наверное, им родился."

Судьба Разина уже не раз привлекала внимание кинематографистов. Еще до революции, в 1914 году, на экраны вышла грандиозная киноэпопея, поразившая зрителей как игрой актеров, так и размахом массовых сцен. Поставил фильм Григорий Либкин. В роли Разина снялся В. Поливанов.

В начале 30-х годов "великий немой" заговорил. Грянула эра звукового кино. и кинематографисты вновь обратились к образу Степана Разина. Постановщики немого фильма "Тихий Дон" Правов и Преображенская в 1939 году сняли фильм "Степан Разин" с Андреем Абрикосовым в главной роли. В этой картине, сделанной в духе сталинской эстетики, не внутренний мир Степана Разина определял развитие действия, не его сокровенные мысли о вечном стремлении человека к свободе. Советскому кинематографу тех лет было не до мыслей о вечном. Но массовые сцены поражали, да и образ главного героя получился поистине былинным.

Шукшин видел эти фильмы, еще будучи студентом Института кинематографии, но свое слово об этом, говоря словами Пушкина, "единственном поэтическом лице русской истории", он сказал на страницах сценария фильма о Разине и киноромана "Я пришел дать вам волю". На вопрос, почему именно Разину он отдал столько лет неистового труда, проламывая в течение долгих восьми лет стену, воздвигнутую чиновниками, Шукшин отвечал: "Степан Разин не только история, он живет и поныне во плоти и крови, народ словно видит его живым и поклоняется его непреходящему вольнолюбию, бесстрашию, самоотречению, презрению к смерти."

Мама Василия Макаровича, Мария Сергеевна писала в одном из писем автору этих строк: "Вот о Степане Разине - он, наверное, им родился, всю жизнь о нем мечтал: он еще ходил в шестой класс и пришел, у меня спрашивает: "Мама, а ты о Стеньке Разине песню не знаешь?" Я отвечаю: "Нет, но знаю, кто знает". - "Мама, сходи, пожалуйста, спиши, мне ее надо". Он его изучил крепко. Он мне много о нем рассказывал".

Сестра Шукшина Наталья Макаровна вспоминала: "Когда он приезжал ко мне, то все ходил, ходил по комнате и говорил: "Я найду правду". - "Где ты ее найдешь, Вася? Правда-то где-то по закоулкам ходит." - "Нет, я ее все равно найду, я ее, как Стенька Разин, обязательно выведу наружу".

"Такого мужика загубили!.."

В своей заявке на литературный сценарий фильма о Разине Шукшин утверждал: "Написано о Разине много. Однако все, что мне удалось читать о нем в художественной литературе, по-моему, слабо. Слишком уж легко и привычно шагает он по страницам книг: удалец, душа вольницы, заступник и предводитель голытьбы, гроза бояр, воевод и дворянства. Все так. Только все, наверное, не так просто. Он - национальный герой, и об этом, как ни странно, надо забыть. Надо по возможности суметь "отнять" у него прекрасные легенды и оставить человека. Народ не утратит Героя, легенды будут жить, а Степан станет ближе".
1 августа 1967 года на Киностудии им. Горького состоялось обсуждение литературного сценария о Степане Разине. В этом многообещающем, благожелательном и по-настоящему глубоком обсуждении приняли участие 13 человек. Было решено приступить к следующему этапу работы и послать сценарий в Комитет по кинематографии. Отсюда берет отсчет многострадальная история попыток Шукшина осуществить в кинематографе свой главный замысел.

- Мне кажется, - говорил Шукшин на обсуждении сценария, - пришла пора говорить о нашей истории так, как она происходила. Я с жадностью читаю правду о наших исторических событиях. Я ограничил себя сознательно раскрытием движения через характер Разина, с мечтой о свободе русского человека.

Несмотря на давление установок Комитета по кинематографии (сокращение объема сценария вообще и в частности моментов, отражающих жесткость Разина), главный редактор II творческого объединения Киностудии им. Горького А.З. Афиногенов, в годы войны летчик-штурмовик, секретарь парткома студии, мужественно заявлял на худсовете:

- В этом сценарии господствует одна логика - логика художественного мышления. А она торжествует, эта логика, она берет в полон, и с ней ничего не сделаешь, потому что это написано Художником.

Участники обсуждения поддержали главного редактора. Но под давлением Комитета по кинематографии вынуждены были подписать приказ о консервации работ по Разину (спустя пять лет после заявки, датированной мартом 1966 года).

За день до этого, столь горького для Шукшина события он писал директору студии: "В соответствии с договоренностью с Комитетом по кинематографии. я намерен приступить к постановке фильма на современную тему при условии, что работа над сценарием о Степане Разине и некоторые подготовительные работы по этому фильму ("Степан Разин") мной и моими помощниками будут проводиться. В связи с этим я просил бы, чтобы в приказе о запуске нового фильма это обстоятельство было оговорено как-то". Новый фильм назывался "Печки-лавочки". В нем Шукшин хотел снять сон героя - его встречу с Разиным. Хотел, но не удалось. В Ялте вовремя не была построена декорация.

Актриса Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала: "Когда Шукшин заканчивал роман о Разине, то последнюю главу писал ночью. Просыпаюсь, четыре утра. Слышу, где-то ребенок рыдает. Я на кухню, гляжу - Василий Макарович плачет. Спрашиваю, что случилось? "Такого мужика загубили, сволочи."

Он работал до изнеможения, до последних дней жизни, совершенствуя сценарий и веря, что фильм все-таки состоится. Весной 1974 года он обратился с новой заявкой на фильм о Разине, предлагая запустить картину в августе. И вот, когда натурные съемки фильма "Они сражались за Родину" были закончены, пришла долгожданная весть о запуске фильма. 25 июля Василию Макаровичу исполнилось 45 лет. А в ночь на 2 октября его не стало.

Свет золотой

А сейчас обратимся к кинороману "Я пришел дать вам волю": "К сорока годам жизнь научила атамана и хитрости, и свирепому воинскому искусству, и думать он умел, и в людях вроде разбирался. Но весь он, крутой, гордый, самонадеянный, несговорчивый, порой жестокий, - в таком-то, жила в нем мягкая, добрая душа, которая могла жалеть и страдать (.) Эту-то другую, добрую, справедливую душу чуяли в нем люди и тянулись к нему, и надеялись, потому что с обидой человеку надо куда-нибудь идти, кому-то сказать, чтобы знали. И хоть порой Степана томило это повальное к нему влечение, он не мог отпихивать людей - тут бы случилась самая жестокая его жестокость, на какую он не помышлял. Он бы и не нашел ее в себе, такую-то, но он и не искал. Он только мучился и злился, везде хотел успеть заступиться, но то опаздывал, то не умел, то сильней его находились. И сердце его постоянно сжималось жалостью и злостью".

Вот фрагмент финала - диалог Стеньки Разина и Фрола:

- Степан, - раздумчиво, с глубоким серьезным интересом повторил Фрол, - дурацкое дело - теперь спрашивать, к чему ты все это затеял? (.)
- Хотел дать людям волю, Фрол. Я не скрытничаю, всем говорил. И тебе говорил, ты только не захотел понять. Мог-то ты мог - не захотел.
- А что из этого вышло? - вот это, главное, и хотел - не спросить - сказать хотел Фрол.
- А чего вышло? Я дал волю, - убежденно сказал Степан.
- Как это?
- Дал волю. Берите!

"Не может быть никаких сомнений, - писал в своем эссе о Шукшине Валентин Распутин, - речь идет о духовной воле, о внутреннем раскрепощении, об изгнании из себя раба и осознании своей личности".

И хотя кинороман "Я пришел дать вам волю" заканчивался сценой казни, финал фильма виделся Шукшину иным. В один из последних дней натурных съемок фильма "Они сражались за Родину" Шукшин поведал об этому своему другу Георгию Буркову.

".Бредет по Руси странник, направляясь в Соловецкий монастырь. А святой Зосима Соловецкий был покровителем казаков, так считали. Ведь сам Разин дважды ходил на богомолье в Соловки. Встретив когда-то этого странника, Степан дал ему мешок с чем-то тяжелым, круглым. Наконец добирается паломник до монастыря, говорит братии: просил меня помолиться за его душу Степан Тимофеевич Разин. Ему отвечают - долго же ты шел, мил человек, атамана нет уже, казнен царем. А вот от него подарок монастырю, отвечает гость и достает из мешка золотое блюдо. Подобно солнцу ярко блестит оно среди серых каменных стен. И свет этот золотистый весел и праздничен."

Марк Волоцкий rgz.ru

Биография Василия Шукшина

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.