Геворк Луйспаронович Тусузян – как первоначально был назван будущий актер,
а потом - Георгий Баронович Тусузов родился 27 марта 1891 года в Нахичевани, под
Ростовом-на-Дону, в семье торговца. С малых лет он увлекся театром и принимал
участие в гимназических постановках. А однажды даже сам написал пьесу о Шерлоке
Холмсе, представляя, как зрительный зал неистово закричит: «Автора!» Но после
спектакля автора никто не позвал. И лишь много лет спустя, он стал писать репризы
для цирка, которые пользовались большим успехом. Правда, автора по-прежнему никто
так и не вызывал.
В театре гимназии Тусузов выступал много и увлеченно. Чаще других ролей играл
Подколесина в «Женитьбе». Профессия актера была тогда не почетна, да и родители
были бы не в восторге, если бы их сын сразу после гимназии подался в театральный.
Георгий Тусузов, по совету любимого учителя, отправился в Москву и поступил в
университет на юридический факультет. Здесь он сразу же был зачислен в труппу
любительского театра и всю учебу играл в спектаклях.
Молодой юрист
По окончанию университета Георгий Тусузов вернулся в Ростов, устроился помощником
присяжного поверенного. С приходом Советской власти воцарил настоящий хаос. Тусузову
поручили взяться за ликвидацию преступности в городе. Молодой присяжный не стал
устраивать облавы и заполнять уголовниками и без того забитые тюрьмы. Натянув
старенькую кепку, он отправился на общее собрание бывших зэков. К преступникам
неожиданно обратился молодой юрист. Вдохновленный Тусузов произнес тогда лучший
монолог всей своей творческой жизни.
И вскоре товарищи ростовские воры, самые известные медвежатники и домушники,
раскаялись в своей преступной деятельности и в великий день 1 мая дали слово,
что дальше красть они не будут...
А товарищу Георгию Тусузову за инициативу по борьбе с воровством и беспризорностью
городской совет объявил бла – го – дар - ность!
Будущий актер, однако, не забывал и про сцену. Сначала Тусузов играл в любительской
армянской труппе при Нахичеванском драмтеатре, а затем случай привел его в знаменитую
ростовскую Театральную мастерскую, на сцене которой выступали братья Шварц – Антон,
будущий чтец и Евгений, будущий драматург. Так началась профессиональная сценическая
деятельность Георгия Тусузова.
«Нерыдай»
В 1921 году Театральная мастерская перебралась в Ленинград. Там она, правда,
просуществовала всего один сезон и, не найдя помещения, распалась. По дороге в
родной Ростов, сделав пересадку в Москве и встретив знакомого актера Александра
Кошевского, остался работать в труппе под экзотическим названием «Нерыдай»
Театр-кабачок «Нерыдай» – это было ночное кабаре с лучшими поварами, изысканной
кухней и шикарными актерами. Здесь блистали Игорь
Ильинский и Рина
Зеленая, Михаил Гаркави и Марк Местечкин. Здесь, рядом с шикующими нэпманами,
ужинали Асеев, Эрдман, Мариенгоф, Маяковский, Ардов, Галаджев, Иван Поддубный.
«Нерыдай» имел успех и приносил немалые деньги. Но, тем не менее, актеры «Нерыдая»
тянулись к более художественным формам, перекраивая обычаи кабачка. Стремились
делать программы не для жующих, а для слушающих.
Георгий Тусузов увлекся пародиями. Но главное – актер был виртуозным конферансье
не просто объявляющим номера, он был посредником между сценой и залом, молниеносно
реагировал на любые реплики из зала, мгновенно ориентировался в ситуации, был
остроумнейшим человеком. Выход конферансье был даже самостоятельным номером.
Московский театр сатиры
Затем Георгия Тусузова закружил вихрь прославленной агитационно-пропагандистской
«Синей блузы»: с завода – на завод, с фабрики – на фабрику, в переполненных трамваях.
Одна рука цепко держит товарища, тучного и доброго Михаила Гаркави, в другой руке
– чемоданчик с синей блузой и реквизитом. На подхвате – молодые и озорные Михаил
Жаров, Эмма
Геллер. Девять лет отдал актер своему увлечению – «Синей блузе».
Новая и, пожалуй, главная страница биографии Георгия Бароновича Тусузова, началась,
когда он стал артистом Московского театра сатиры.
Попав в блистательное окружение ярчайших звезд, великих комиков Поля, Кара-Дмитриева,
Корфа, Хенкина, Курихина, Рудина, Холодова, Слоновой, Валентины Токарской, Милютиной,
актер совсем не растерялся. При всем том, что каждый из них непроизвольно тянул
одеяло на себя, превращая свой выход в отдельный спектакль, настоящий бенефис.
Георгий Тусузов же облюбовал уютное местечко на втором плане. Он сконцентрировался
в эпизоде, проявив всю мощь своего уникального таланта на этом маленьком плацдарме.
Драматург маленькой роли
Он был редким, неповторимым актером. Георгий Тусузов вошел в историю как непревзойденный
монарх эпизода, виртуоз, драматург маленькой роли, способный из бессловесного
прохода по сцене сделать шедевр. «Если бы Тусузова не существовало, его надо было
бы выдумать», – сказал однажды главный режиссер Московского театра сатиры Валентин
Плучек.
И это об актере, который ни разу не сыграл ни одной главной роли. Более того,
сотни статей и искусствоведческих трудов упоминают имя Георгия Тусузова, ссылаются
на его бессловесные эпизоды в спектаклях. Его легендарного Гостя из спектакля
«Клоп» воспели все театральные критики страны, хотя этого образа у Маяковского
и в помине не было Сцена «красной» свадьбы шла двадцать минут, столько же находился
за столом тусузовский Гость. Но он не просто находился, он жил: думал, переживал,
кушал, подергивал плечами в разгар танцев. Он все рассказал о себе без единого
слова.
Когда к маленькой роли прикасается мастер, она становится значительной. В Тусузове
всегда поражало его пристальное внимание к жизни, в которой для него была важна
любая мелочь, любой штрих. Святого старикашку – Чудотворца в спектакле «Мистерия-буфф»
– он «лепил» по рисункам Жана Эффеля: розовые щечки, нимб, кудрявая шевелюра,
обрамляющая розовую лысину.
В пьесе Ильи Эренбурга, которую он привез из Парижа, была сцена приема в парламенте.
Там тоже нашлось место для бессловесного прохода Георгия Тусузова. Потом на премьере
Эренбург сказал: «Вы знаете, точнее всех артистов был тот! – И указал на Тусузова.
– Это абсолютная копия одного французского деятеля, который всегда присутствует
на подобных приемах».
Конечно же, далеко не все роли Георгия Бароновича были бессловесными. А всего
на сцене Театра сатиры Тусузов сыграл более ста пятидесяти ролей. Он великолепно
ладил с партнерами. В «Потерянном письме» актер играл адвоката Брынзовонеску в
дуэте с блистательным комиком Владимиром Лепко, игравшем его начальника. Потом
актеры дружил много лет.
Дружба с Лепко
Осенью 1941 года они вместе поехали на фронт в составе одной из двух фронтовых
бригад Театра сатиры. Одна из них не вернулась... Другая давала концерты на передовой,
в госпиталях, в частях ПВО. Георгий Баронович Тусузов пробыл на фронте почти всю
войну, хотя ему уже было за пятьдесят.
Однажды их бригада попала в окружение, актеры были на волосок от смерти. Лепко
с трудом передвигался, и маленький человечек, Егорушка Тусузов, вынес его на своих
плечах из этого ада. Спас ему жизнь. Лепко его боготворил, не расставался с ним
до конца дней, и все умилялись их трогательной дружбе и поражались героическому
характеру Георгия Бароновича.
«Девушка без адреса»
Одной
из первых киноролей Георгия Тусузова стало появление его в короткометражке «Преступление
и наказание» по рассказу Зощенко. Фильм положили на полку на целых пятьдесят лет,
а актер вновь появился на экране только через двадцать.
В кинокомедии «Девушка без адреса» актер сыграл старого соседа Феоктистыча.
Сцена в коммуналке была лучшей во всем фильме – героя Николая Рыбникова, приняв
за вора, запирают в туалете, а на стражу ставят «единственного мужчину в квартире»,
Феоктистыча. Весь эпизод Тусузов не выпускает из рук чайник, да еще и угрожает
им незнакомцу: «Учтите, у меня в руках кипяток!»
Этот чайник – явная удачная находка актера. С ним он прибегает на шум, с ним
же забирается на хлам, чтобы заглянуть в окошко ванной комнаты. А затем выскакивает
на улицу, сопровождая незадачливого влюбленного к милицейской машине, правда,
на этот раз в его руках не менее грозное оружие – веник.
Талисман Вениамина Дормана
Георгий Тусузов много снимался в кино, естественно, в своих любимых эпизодах.
Всей кинематографической братии было известно, что режиссер Вениамин Дорман считал
его талисманом, приносящим успех. Тусузов снимался в фильмах режиссера «Девичья
весна», «Веселые истории», «Легкая жизнь», «Ошибка резидента», «Пропавшая экспедиция».
Дорман выискивал для любимого актера любую возможность появиться на экране.
И даже, однажды уехав на съемки на Байкал и не обнаружив в списке актеров фамилии
Тусузова, режиссер забил тревогу. В Москву срочно полетела телеграмма: «Приезжайте
к нам на Байкал!» Может быть, эта телеграмма и дала название фильму «Приезжайте
на Байкал»?
Кинороли
К сожалению, кинематографические работы Георгия Тусузова менее колоритны, чем
театральные. Или экран не смог передать какие-либо нюансы актерской импровизации,
или сам Георгий Баронович органично чувствовал себя только на сцене. Но, при всем
при этом, и в кино актера использовали весьма эксцентрично.
Он
был старейшиной экзотического племени людоедов в «Человеке ниоткуда» и мужественным
гладиатором в комедии «Разбудите Мухина!». Он скакал на голове по арене цирка
в киноальманахе «Две улыбки», блуждал по лабиринтам поваром Безноговым портового
строительства в комедии «Девичьей весне», и «непробиваемый» экскурсовод в приключении
«Корона Российской империи, или снова неуловимые» ...
В детективе «Ночное происшествие» герой Тусузова появляется лишь на мгновение,
когда милиционеры изучают следы преступников, – так старенький «понятой» не менее
внимательно принимается рассматривать подошвы собственных ботинок.
И все же Георгий Тусузов сыграл в кино одну глубокую и серьезную роль – профессора
Арона Израилевича в эпохальной ленте Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!».
Но, конечно же, в памяти благодарных зрителей Георгий Тусузов навсегда останется
старым паном Пепусевичем, который тихонько похрапывал в уголке в комедии «Кабачок
«13 стульев». А затем пан Пепусевич перекочевал в выпуски популярнейшей в застойные
годы одноименной телепередачи. К сожалению, все репризы с героем Тусузова были
столь же невелики, как и все другие кинороли короля эпизода.
Личная жизнь
Георгий Баронович Тусузов был в этой жизни человеком одиноким. Никого, кроме
друзей у него не было. Вся жизнь артиста была связана только с театром. Театр
был его дом, его отдушиной, его радостью, его островком, на котором он спасался
от одиночества. Актер присутствовал даже на тех репетициях, где не был занят.
Он все про всех знал – у кого с кем роман, кто какую роль получил, кто где отдохнул,
причем это касалось не только родного театра, но и вообще всех актеров Москвы.
«Баронычу» было все интересно.
В театре его дразнили Призраком, потому что, разговаривая с ним сейчас, через
минуту его уже видели в другом конце здания, а кто-то еще клялся, что сидел с
ним в это же время в буфете. Он жил жизнью всех. Все ему были одинаково дороги
и интересны.
Приезжая на гастроли в незнакомый город, актер первым обегал все его достопримечательности
и к вечеру знал о нем больше, чем старожилы. С утра отправлялся на пешую прогулку
и к завтраку рассовывал своим друзьям под двери свежие газеты. Но все-таки человеком
щедрым назвать его было трудно. О скупости Георгия Бароновича слагались легенды.
Халат своей женщины, который он купил по настоянию друзей, Геогий Тусузов держал
у себя дома и надевал ей на плечи только тогда, когда та к нему приходила. Романы,
правда, у актеры были редки и недолги.
Щедр Георгий Баронович был только на книги. Он собрал огромную, уникальную
библиотеку. Книги были для актера самыми дорогими и близкими друзьями, которые
помогали ему творить. Он охотно давал их читать, но, правда, уже со следующего
дня начинал звонить и спрашивать: «Ну что, не прочитали еще?»
Много легенд ходило и о вежливости Тусузова. «Встретит вас семь раз на дню
– семь раз поздоровается». На восклицание «Бароныч, здоровались уже!» отвечал:
«Ничего, кашу маслом не испортишь». Обожал хоккей, который много лет назад шел
по телевидению исключительно в прямом эфире. Звонил поздно вечером молодому Михаилу
Державину, тоже большому любителю хоккея, и кричал в трубку: «Ты подумай,
не могу уснуть! 2:1 – чехи ведут!», а потом вежливо предупреждал: «Ну, если ты
не против, я тебе еще буду звонить... попозже!»
95 лет!
Георгий Баронович Тусузов прожил 95 лет. Этот факт тоже служил поводом для
многочисленных шуток. Более добрая гласила: «В театре есть два старейшины – Егорушка
Тусузов и Георгий
Менглет. Чего не помнит Менглет, всегда напомнит Тусузов. Чего не помнит Тусузов
– не помнит и Менглет». И немного черная шутка, принадлежащая Анатолию
Папанову, появилась в период, когда театр стал довольно часто хоронить своих
работников, совсем еще нестарых людей. Папанов громогласно заявил: «Умереть не
страшно. Страшно, если над твоим гробом в почетном карауле будет стоять Егорушка».
Георгий Тусузов по-прежнему выходил на сцену. К своему девяностопятилетию актер
насчитал 2847 сыгранных за всю жизнь ролей! Когда Леонид Осипович Утесов поинтересовался
у него: «Егор, в чем секрет твоего долголетия?» – Тусузов с присущим ему чувством
юмора ответил: «Никому не говорил, тебе раскроюсь. Секретов три: я никогда не
занимался спортом, не ел домашнюю пищу и не был официально женат!»
Последние годы, когда ему уже было очень трудно, театр проявил заботу о своем
ветеране. За ним ухаживала женщина, из театра носили горячие обеды. В самый последний
год жизни у Георгия Тусузова отказали ноги. Его обнаружили сидящим на ступеньках
служебного входа. Георгия Бароновича поместили в Дом ветеранов сцены. Работать
он уже не мог и вскоре умер. Наверное, все это время его поддерживала мысль о
сцене, жажда выходить к зрителям, работать. А когда это стало невозможно, жизнь
для великого артиста потеряла всякий смысл…
Автор - Алексей Генералов
Использованные материалы:
"Краткая биография: Георгий Тусузов", Сергей Капков, "Характерные
актеры российского кино actors.km.ru
"Георгий Тусузов. Рыцарь маленькой роли", Сергей Капков, "Эти разные,
разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.